РЖД — локомотив экономики или её стоп-кран?

То, что рост тарифов естественных монополий сдерживает рост экономики и тормозит развитие государства — прописная истина.

Со времени распада СССР те же самые поезда ездят по тем же дорогам, прибывают на те же станции. Во только путешествовать на поезде стало не по карману очень и очень многим.

Со времени распада СССР те же самые поезда ездят по тем же дорогам, прибывают на те же станции. Во только путешествовать на поезде стало не по карману очень и очень многим.

Правительство наконец-то это заметило и ввело ограничение — нулевой рост в 2014 году. Как отреагировало руководство РЖД? Незамедлительно. Но посмотрим вначале на цены.

Всё познаётся в сравнении. К примеру:

  • РЖД: Москва-Киев, билет в купе (в одну сторону) — 4043 р., люкс — 8.000 р.
  • Lufthansa: Москва-Гамбург-Москва — 4800 р. Тариф в обе стороны, включая налоги и сборы.

Улететь в Нью-Йорк можно, купив билет по цене от 13.118 р. Это десять часов перелёта через Атлантический океан. Билет на поезд в Сочи, если не удастся купить плацкарт (в сезон возможно далеко не на каждую дату) в вагоне люкс стоит 13.274 рубля. Это далеко не самый дорогой билет – верхняя цена зашкаливает за тридцать тысяч.

Что может оправдать стоимость суточной поездки, эквивалентной оплате тридцати рабочих дней квалифицированного специалиста? В эту цену входят какие-то сверх дорогостоящие услуги? Ничего подобного – обычный комфорт, привычный даже для бюджетных поездов Deutsche Bahn со студенческими скидками.

РЖД постоянно получает дотации от государства, Lufhansa – коммерчески успешная самостоятельная авиакомпания, которая обеспечивает себя, выплату налогов государству и дивидендов акционерам. Deutsche Bahn – государственная сеть железных дорог Германии, уровень сервиса которой давно стал легендой, а услуги считаются довольно дорогими.

Впрочем, есть масса способов передвигаться по этой железной дороге дёшево за счёт системы скидок, поощрений и выгодных маршрутов. В РЖД такой возможности нет – любой вариант с пересадками, кроме прямого, приводит только к удорожанию поездки.

Это касается не только дальних поездок, о и ближних. Чтобы сегодня съездить компанией  километров за 300-400 от Москвы, проще скинуться на бензин и отправиться на машине — обойдётся в разы дешевле. И быстрее, соответственно.

Какая должна быть рентабельность у РЖД, если поездка вчетвером на автомобиле выгоднее, чем перевозка шестидесяти человек в вагоне? Вернее, составе из десятка вагонов, которые тянет тепловоз на электрической тяге. Фантастическая – сотни или тысячи процентов.

В СССР люди ездили друг к другу в гости — просто так. Раз в год, семьёй, за тысячи километров. Одной зарплаты хватало на такую поездку родителям и двум-трём их детям, подарки туда и покупки оттуда. Из Бийска в Алма-Ату, из Воронежа в Красноярск. Купить плацкартный билет на поездку куда угодно по стране могли себе позволить почти все, независимо от дохода, даже пенсионеры.

Сегодня те же составы ходят по тем же путям — от станции до станции, которые стоят с тех же времён. Только на ж/д билеты в оба конца семье сегодня придётся отдать две, а то и три провинциальной зарплаты.

Это, кстати, точно в такой же степени касается и авиаперевозок, несмотря на то, что тут вроде бы нет одного монополиста и присутствует конкуренция. Самый дешёвый билет на самолёт из Москвы до Барнаула стоит больше 20 тысяч рублей. Слетать на то же расстояние не на восток, а на запад, в Европу, за эти деньги можно два раза в два конца.

«Давно почти не езжу по стране. В Питер дороже плацкартом, чем Ригу. Или чем билеты в оба конца на самолёт в Берлин, Будапешт и по акциям например в Варшаву», пишет Алексей Витвицкий в комментариях на моей странице Facebook на эту тему.

Железные дороги и гражданская авиация, которые должны быть не только локомотивом экономики, но и механизмом социальной коммуникации, одновременно стали фактором экономической и межличностной блокады.

В том, что рост российской экономики замедлился с 4,5%  до 1,4% по сравнению с показателем прошлого года, есть немалая заслуга и железных дорог – это её кровеносные сосуды. При этом реакция г-на Якунина, который явно взбешён тем, что ему не позволено в 2014 году ещё повысить цены, больше похожа на шантаж.

В сегодняшнем заявлении он пригрозил убытками более чем в 90 миллиардов рублей (недоберёт в 2014 по тысяче запланированных рублей с каждого взрослого россиянина?), сократить инвестиционные программы, отказаться от текущего ремонта 3.500 километров путей (это как от Москвы до Сибири), уменьшить на 350 миллиардов рублей налоговые выплаты (это ещё около 3.000 рублей на одного россиянина, к слову сказать) и уволить 60 тысяч сотрудников.

Может государству дешевле будет наконец-то уволить его самого?

Читайте также на этом сайте / Высказывайте своё мнение в комментариях ниже.

В США в результате боя подушками пострадали тридцать кадетов военной академии

В США в результате боя подушками пострадали тридцать кадетов военной академии

Не менее 30 кадетов, проходящих обучение в Военной академии США в Вест-Пойнте, получили травмы в результате традиционного боя подушками, ежегодно устраиваемого в этом высшем учебном заведении Армии США. Кадеты-первокурсники традиционно организовывают «подушечные бои» в конце лета или начале осени с целью усиления командного духа и разрядки после…

Шон Коннери выразил уверенность в будущей независимости Шотландии

Шон Коннери выразил уверенность в будущей независимости Шотландии

Патриоты Шотландии высказались за независимость региона на прошлогоднем референдуме, и «ничто не помешает» им добиться большинства в будущем. Такое мнение в интервью агентству Пресс Ассошиэйшн высказал известный британский актер шотландского происхождения сэр Шон Коннери. В преддверии первой годовщины плебисцита 18 сентября Коннери однозначно дал понять, что считает…

Половина жителей Бразилии одобряет убийства подозреваемых на месте преступления

Половина жителей Бразилии одобряет убийства подозреваемых при задержании на месте преступления вместо их передачи в руки правосудия. Таковы данные опроса, обнародованные социологическим центром Datafolha (Датафолья). Участникам исследования задавали следующий вопрос: “Согласны ли вы с утверждением о том, что “хороший бандит – это мертвый бандит?”. Порядка 50% опрошенных ответили…

Лидер националистов Шотландии Стерджен призвала к объединению

Лидер националистов Шотландии призвала жителей региона объединиться, чтобы их «голос был услышан в парламенте» Великобритании. С таким заявлением обратилась сегодня к избирателям в преддверии парламентских выборов лидер Шотландской националистической партии (ШНП) Никола Стерджен перед посещением городов Восточный Лотиан, Данди и Файф. «Если опросы общественного мнения последних дней…

Голландский предприниматель по всему миру откроет школы Стива Джобса

Голландский предприниматель Морис де Хонд основал новую компанию sCoolSuite Concepts, основной задачей которой станет распространение концепции школы Стива Джобса по всему миру. В школах, названные в честь основателя Apple, в процессе обучения будут использоваться «Айпады». Новая форма образования, также предусматривающая разработку индивидуального плана для каждого учащегося, была…

Японские ученые на пороге открытия гормона ревности

Японские ихтиологи, специализирующиеся на рыбах семейства икромечущие карпозубые (киллифиш), смогли распознать гормон, который подстегивает этих обитателей рек Южной и Северной Америки на вступление в схватку с соперниками в борьбе за расположение возлюбленной. И это открытие может стать огромным шагом в нейробиологии, который прольет свет на химические реакции…

Мэрия Сан-Паулу открыла сайт с вакансиями для бразильцев африканского происхождения

Мэрия бразильского Сан-Паулу открыла сайт, на котором размещены предложения по трудоустройству, адресованные гражданам страны африканского происхождения. Задача этого ресурса – способствовать расовому равноправию при поиске работы. Претендовать на вакансии, размещенные на портале saopaulodiverso.org.br, смогут соискатели со всей страны, но компании, которые предлагают варианты трудоустройства на этом сайте,…

Франко-российское авеню приведет к Храму

Новым символом не прекращающегося диалога Парижа и Москвы стала закладка первого камня в основание будущего Российского духовно-культурного центра. Он поднимется в самом сердце французской столицы, неподалеку от Эйфелевой башни. Официальная церемония начала строительства состоялась сегодня в Париже. Идея строительства родилась еще в середине 2000-х годов. Уже тогда…

Телеканал CTC International награжден премией «Большая цифра»

Международная версия телеканала СТС International отмечена российской премией в области медиа «Большая цифра». О награждении стало известно 29 января по итогам прошедшей накануне Шестой торжественной церемонии вручения наград в области многоканального цифрового телевидения, сообщает Press Award. Телеканал стал победителем в номинации «Лучший развлекательный телеканал» по результатам зрительского голосования, набрав 48,4% голосов от всех проголосовавших…

  • Dmitry Smirnov

    Ну и зачем так мелок врать? Покажите мне как вы сможете купить билет в Гамбург за 4800 руб на LH. Тариф такой есть но купить у вас его вряд ли получится. Далее купить билет в Нью Йорк за 13118руб. Это уже чистое враньё. Минимальный тариф до Нью Йорка есть у AB и он составляет 40 евро. Но есть одно НО. Прибавь к этому тарифу 19721 рубля такс. Я уж не говорю о том, что тариф за 40 евро в Америку и 4800 руб в Гамбург ты не найдёшь, так как такие тарифы рекламные и их на рейсе от силы 5 мест. Говорю я это Вам, как человек, продающий эти самые билеты. И могу сказать вам, что билеты у нас не дороже европейских и американских. Если есть вопросы, то отвечу.

  • Москва-Гамбург-Москва, 4800. Официальный сайт: http://www.lufthansa.com/ru/ru/Flights_to_Germany?selectedPromotion=1151082&specialid=9593

    Пять или десять, но места есть и купить при желании всегда можно. Даже более дорогие тарифы выгоднее, поскольку в обе стороны. Если хотите уличить кого-то во вранье – предъявляйте претензии Люфтганзе. При чём тут ложь?