Toyota — 50 лет роста или дорога в никуда

Запуск нового суперавтомобиля, который превзошёл бы Феррари, должен был стать неплохой причиной для празднования. Но для Тойоты гиперкар LFA — символ проблем крупнейшего автомобилестроителя в мире.

В корпусе из сверхлёгкого углеродного волокна с десятью цилиндрами, выдающими 560 лошадиных сил, Lexus LFA набирает 100 км в час через 3.7 секунды и легко преодолевает барьер 300 км/час.

Lexus LFA так и остался памятником исторической эпохи

Стрелка тахометра легко уходит в красный сектор при наборе скорости и также стремительно возвращается при торможении. Керамические углеродные диски сокращают скорость так, что тело буквально зависает вертикально в ремнях безопасности, которые передают ему вибрации огромных визжащих передних покрышек Bridgestone.

Шестиступенчатая коробка передач с шестью мгновенно переключаемыми скоростями позволяет разгонять машину острым толчком, словно болид Формулы-1. Команды кожаного руля передаются с невероятной точностью. Когда педаль газа утапливается, барабанные перепонки наполняются глубоким, оглушительным металлическим завыванием.

Этот автомобиль совсем не похож на Тойоту вашего тестя. Он не похож на любую другую Тойоту, которую вы когда-либо прежде видели. Впервые компания построила гиперавтомобиль, который в качестве цели берёт на мушку Феррари, Ламборджини и МакЛарен. Запуск Lexus LFA должен был стать моментом торжества для Тойоты — вместо этого он появляется в самый темный час самого крупного автомобилестроителя.

Характеристики авиаснаряда от Toyota ставят его наравне с суперэкзотическими конкурентами — такими, как Lamborghini Murciélago. Но у Лексуса есть только одно число, которое превышает данные всех его вероятных конкурентов: его цена. По стоимости в €368,000 это столько же, как Ferrari 599 и новая 458 Italia, вместе взятые. Непонятно, на какую мотивацию рассчитывал производитель — позволить себе купить Toyota по такой цене могут очень немногие истинные фанаты.

Однако даже при такой цене Тойота не возместит расходы, потраченные на разработку LFA. Только 500 единиц будут построены, из них меньше 20 автомобилей будут поставлены в Великобританию. Прибыль — не главное для производителя. Этот автомобиль был задуман, чтобы стать связующим звеном между командой Тойоты Формулы-1 и ее серийными дорожными автомобилями. Именно поэтому в LFA использовался двигатель V10, который Тойота разработала для гоночной модели, последовательная коробка передач и кузов из углерода.

Работы над LFA и гоночной моделью команды F1 начались единовременно, однако анонс LFA был отсрочен. Не только потому, что инженеры Тойоты заново продумывали и усовершенствовали автомобиль. Также и потому, что Toyota ожидала первой победы в F1.

Победа не наступила

Опытный образец Toyota FT-86, протопип LFA, был представлен в Токио в 2009-м. Он был предметом ожиданий экстраординарного роста и прибыли Toyota. Это вообще было время самых позитивных прогнозов — между 2003 и 2007 компания показывала рос продаж в полмиллиона новых автомобилей каждый год. Рост включал также 500 новых филиалов и треть миллиона служащих. В 2007 Toyota показала рекордную чистую прибыль 1.7 триллиона иен.

У этого автогиганта были такие колоссальные запасы, что позволили поглотить General Motors и Ford, тогда самых близких конкурентов. GM был крупнейшим автомобилестроителем в мире 75 лет, но в 2008 году Тойота наконец украла его корону и стала глобальным автомобильным производителем номер один.

Всего 18 месяцев спустя глобальный спад опустошил автомобильную промышленность и поразил Тойоту. От рекордной прибыли впервые за 59 лет кампания скатилась к убыткам. Предсказав, что продаст десять миллионов автомобилей в 2009 году, она изо всех сил пыталась достигнуть порога семи миллионов. Сотрудники в Японии приняли чрезвычайные меры по снижению затрат — чтобы сократить счета, они поднимались по лестницам вместо того чтобы использовать лифты, выключали свет в офисах в обеденный перерыв и сушилки в туалетах.

Самое драматическое сокращение случилось в ноябре 2009, когда босс команды Тадаши Ямашина публично со слезами на глазах объявил, что после семи сезонов и затраченных $1.6 миллиарда без единой победы Тойота выходит из Формулы-1.

В те месяцы глобальный рынок легковых автомобилей напоминал деловой эквивалент ядерной зимы. Тойота – крупнейший игрок на американском рынке, от которого зависела её прибыль, а тогда этот рынок был сокращен почти вполовину. В этих условиях остаться в бизнесе — уже победа.

Тогда репутация качества, надежности и безопасности в конце концов позволила выстоять. Выросшие цены на бензин, которые поражали конкурентов, GM и Форд, фактически принесли пользу Тойоте. Когда ударил финансовый кризис, поразивший автомобильную промышленность, Тойота оказалась неуязвима.

Тем не менее, «… выбор времени для презентации LFA был невероятно неудачен», соглашается аналитик автомобильной промышленности Макс Варбертон.

«Когда ударил кризис, Тойота начала делать вещи, которые оказались несоевременны. Они выходили на новые рынки, выпуская новые продукты на новых заводах с новой рабочей силой. Они приняли решение преследовать более высокую доходность в Штатах и представили роскошный бренд Lexus LFA».

Большинство людей описывает проблемы Тойоты как уникальные, но на 70 или 80 процентов они макроэкономические. Если Вы — крупнейший автомобилестроитель в мире, а падение рынка составляет 50 процентов против вас — у вас серьёзные проблемы. «Они бежали слишком быстро и взорвали сами себя», уверен Варбертон.

Каким образом Акио Тойода планирует спасти семейный бизнес? Во-первых, предполагая возврат к основным принципам — делать образцы Тойот, исходя из приоритетов безопасности и надежности. Во-вторых, уход в экономию — почти на $14 миллиардов. В-третьих, поворот лицом к экологическим гибридам. И наконец, что может оказаться важнее всего — решение производить Тойоты с большей сексуальной привлекательностью, ведь нынче автомобиль — это нечто большее, чем утилитарное средство, вроде посудомоечной машины.

Когда Тадаши Ямашина объявлял о выводе компании из гонок F1, он был потрясён серьезностью и скорость спада. «Это огромная компания, привыкшая к постепенным изменениям». В течение многих лет автомобили делали такими, какие хотели люди — они были надежными, но возможно не самыми элегантными».

Тойота, кажется, не вполне знает, как это делается, поскольку не должна была делать прежде. Они находились в процессе нескончаемого роста в течение 50 лет. Когда наступил кризис, он присели на корточки, чтобы избежать сокращения затрат в надежде, что рост экономики верётся.

Рост вернулся, комания встала с колен, но пока остаётся верна себе, существуя в благоприятных экономических условиях без цели поражать и формировать вкусы потребителей. А Lexus LFA так и остался памятником исторической эпохи — амбициозной машиной без будущего.

Читайте также на этом сайте / Высказывайте своё мнение в комментариях ниже.

В США в результате боя подушками пострадали тридцать кадетов военной академии

В США в результате боя подушками пострадали тридцать кадетов военной академии

Не менее 30 кадетов, проходящих обучение в Военной академии США в Вест-Пойнте, получили травмы в результате традиционного боя подушками, ежегодно устраиваемого в этом высшем учебном заведении Армии США. Кадеты-первокурсники традиционно организовывают «подушечные бои» в конце лета или начале осени с целью усиления командного духа и разрядки после…

Шон Коннери выразил уверенность в будущей независимости Шотландии

Шон Коннери выразил уверенность в будущей независимости Шотландии

Патриоты Шотландии высказались за независимость региона на прошлогоднем референдуме, и «ничто не помешает» им добиться большинства в будущем. Такое мнение в интервью агентству Пресс Ассошиэйшн высказал известный британский актер шотландского происхождения сэр Шон Коннери. В преддверии первой годовщины плебисцита 18 сентября Коннери однозначно дал понять, что считает…

Половина жителей Бразилии одобряет убийства подозреваемых на месте преступления

Половина жителей Бразилии одобряет убийства подозреваемых при задержании на месте преступления вместо их передачи в руки правосудия. Таковы данные опроса, обнародованные социологическим центром Datafolha (Датафолья). Участникам исследования задавали следующий вопрос: “Согласны ли вы с утверждением о том, что “хороший бандит – это мертвый бандит?”. Порядка 50% опрошенных ответили…

Лидер националистов Шотландии Стерджен призвала к объединению

Лидер националистов Шотландии призвала жителей региона объединиться, чтобы их «голос был услышан в парламенте» Великобритании. С таким заявлением обратилась сегодня к избирателям в преддверии парламентских выборов лидер Шотландской националистической партии (ШНП) Никола Стерджен перед посещением городов Восточный Лотиан, Данди и Файф. «Если опросы общественного мнения последних дней…

Голландский предприниматель по всему миру откроет школы Стива Джобса

Голландский предприниматель Морис де Хонд основал новую компанию sCoolSuite Concepts, основной задачей которой станет распространение концепции школы Стива Джобса по всему миру. В школах, названные в честь основателя Apple, в процессе обучения будут использоваться «Айпады». Новая форма образования, также предусматривающая разработку индивидуального плана для каждого учащегося, была…

Японские ученые на пороге открытия гормона ревности

Японские ихтиологи, специализирующиеся на рыбах семейства икромечущие карпозубые (киллифиш), смогли распознать гормон, который подстегивает этих обитателей рек Южной и Северной Америки на вступление в схватку с соперниками в борьбе за расположение возлюбленной. И это открытие может стать огромным шагом в нейробиологии, который прольет свет на химические реакции…

Мэрия Сан-Паулу открыла сайт с вакансиями для бразильцев африканского происхождения

Мэрия бразильского Сан-Паулу открыла сайт, на котором размещены предложения по трудоустройству, адресованные гражданам страны африканского происхождения. Задача этого ресурса – способствовать расовому равноправию при поиске работы. Претендовать на вакансии, размещенные на портале saopaulodiverso.org.br, смогут соискатели со всей страны, но компании, которые предлагают варианты трудоустройства на этом сайте,…

Франко-российское авеню приведет к Храму

Новым символом не прекращающегося диалога Парижа и Москвы стала закладка первого камня в основание будущего Российского духовно-культурного центра. Он поднимется в самом сердце французской столицы, неподалеку от Эйфелевой башни. Официальная церемония начала строительства состоялась сегодня в Париже. Идея строительства родилась еще в середине 2000-х годов. Уже тогда…

Телеканал CTC International награжден премией «Большая цифра»

Международная версия телеканала СТС International отмечена российской премией в области медиа «Большая цифра». О награждении стало известно 29 января по итогам прошедшей накануне Шестой торжественной церемонии вручения наград в области многоканального цифрового телевидения, сообщает Press Award. Телеканал стал победителем в номинации «Лучший развлекательный телеканал» по результатам зрительского голосования, набрав 48,4% голосов от всех проголосовавших…