Самый высокий оперный голос мира в Москве

Всё началось с того, что на глаза попалась запись арии Джильды «Caro nome» из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди в необычном исполнениии — с очень высоким голосом, не характерным даже для сопрано.

Такой техникой колоратуры — чистым, гибким и подвижным голосом без малейших призвуков дыхания владели лишь представители старой вокальной школы — Антонина Нежданова, Маргарита Войтес, знаменитейшая Амелита Галли-Курчи.

Тембр, тем не менее, не был похож ни на одну из них (спутать невозможно, колоратуры уникальны по окраске тембра), к тому же не было характерного шипения старой грампластинки, поскольку все эти голоса остались именно в том времени. Сейчас так не поёт никто — в значительной степени утеряна сама школа. На этом стоит остановиться подробнее.

svetlana feodulova

Колоратурное сопрано Светлана Феодулова выступит в Москве / Фото: Александр Воронов.

Сопрано и лирико-колоратурное сопрано — высокий женский голос, однако «абсолютное» колоратурное сопрано в принципе отличается от них. Иногда колоратурным называют обычное сопрано с подвижным верхним регистром, но на самом деле это абсолютно другая техника с иным принципом звукоизвлечения. Подлинное колоратурное сопрано, без лирической мягкости, звучит серебристо и звонко, самый верхний диапазон для них является «родным» — там, в отличие от сопрано, они поют без напряжения.

Это объясняется особым строением голосового аппарата колоратур — при извлечении звуковая волна идет над дыханием, отражается от твердого нёба как от купола. Создается особая акустика, звук получается концентрированный, собранный, более полетный, звонкий и точный.

Техника колоратур основана на свободном, естественно дыхании и точном смыкании связок — так достигается особый тип пения «райских птичек». Чем тоньше звук, тем он звонче и полетней, и, несмотря на тончайшую филигранность, на удивление полно озвучивает даже большой зал — это уже законы физики.

Колоратуры легко справляются со всеми видами украшений, поскольку это заложено самой их природой, тогда как для лирико-колоратурных сопрано важнейшее значение имеет выучка. Этим голосам поручают образы молодых героинь, жизнерадостных, лукаво-шаловливых. Они могут выражать и беспристрастие, холод и даже жестокость. Драматические краски этим голосам увы, почти не доступны — горе, страдание или жестокость они выражают лирическими средствами. В то же время колоратурные голоса позволяют использовать удивительные эффектные приёмы, недоступные другим тембрам — эхо, звук на себя, тончайшее пианиссимо, феерически быстрый темп и многое другое.

Именно поэтому для колоратур раньше очень много писали Моцарт, Россини, Доницетти, которые в самих ариях в помощь певицам использовали удивительно красивые приёмы. Композиторов XVIII века в колоратурах привлекали блеск и виртуозность, возможность исполнять блестящие пассажи. Позже, в XIX веке, стали обращать внимание на выразительность пения. Ещё в первой половине XX века слушатели ценили феерическую подвижность колоратур, и в то время они ещё блистали на эстраде и в кино — Ингеборг Хальштайн, Лили ПонсРита Штрайх, Эрна СакМадо Робин, Луиза Тетраццини, Милица Корьюс. Сегодня это искусство утеряно, про этих певиц почти забыли.

Почему исчезли колоратурные сопрано? Мода меняется, то же самое произошло с певческой школой. Появилась новая, для которой «слишком много тембра в голосе» стало недостатком. Она делает голоса крупными и притупляет яркость тембральной окраски. У колоратур тембр всегда сильно выражен, его сложно убирать. Колоратурному сопрано сложно петь широко и громко, так как по строению аппарата даже при небольшом усилии он обладает большой полетностью, голос звучит звонко и ярко. Когда колоратура начинает специально форсировать, может быстро потерять голос или стереть всю характерную природу в пустой звук.

Такая школа подходит драматическим голосам (для них это действительно прорыв), но не колоратурным сопрано — как только они начинают заниматься по данной технике, тут же «срывают» голоса. Если раньше всё подстраивали под колоратур, то во второй половине XX века ориентир координально сменил направление — старая школа оказалась утеряна, уникальные голоса фактически признали профнепригодными для оперной сцены. Можно сказать, их попросту списали. Прошло полвека, и сегодня кажется невероятным, что когда-то вот так пели Виолетту, так Джильду, а так Розину.

Тем удивительней после настойчивых поисков было узнать, что услышанный на записи голос, по всем признакам принадлежащий той самой старой школе, принадлежит ныне живущей певице, к тому же совсем молодой. 25-летняя солистка Пражской государственной оперы Светлана Феóдулова родилась в Москве, обучалась в России и Италии, сегодня живёт в Чехии. Её уникальный голос там ценят и с ревностью отпускают на гастроли, боясь потерять певицу. Это неудивительно — когда, приезжая в Москву к родителям, она тихим и узким голосом с частым вибрато на высоких нотах поёт на 9 этаже, на улице собирается удивлённая толпа.

«Это звук такой – над дыханием. Очень концентрированный и пробивной. Не нужно кричать, тем тише, тем звонче и дальше он летит» — рассказывает Светлана Феодулова. «Раньше наука техники пения была настолько совершенна для колоратур, что там учитывалось всё. Физика и химия. Есть даже прием задержки дыхания на доли секунды перед выходом на верхние ноты, чтобы реакция вдыхаемого кислорода в углекислый газ прошла более полноценно. Получается такой флейтовый эффект» — делится она.

Не представить в России такой уникальный голос, диапазон которого к тому же на кварту превышает обычные границы для сопрано, было немыслимо. Classica.FM не осталась в стороне, и обладательница феноменальной колоратуры, которая берёт «до» четвёртой октавы (что зафиксировано в Книге Гиннеса как абсолютный рекорд для оперной певицы), впервые выступит в Москве уже 16 июня 2012, в Центре Павла Слободкина, с программой из вокальных сочинений высшей категории сложности.

В первом же отделении уникального исторического концерта «Вундеркинды и виртуозы», символизирующего возвращение культуры колоратурного сопрано в Россию, выступят пианисты, большинство из которых — ученицы знаменитого профессора Анатолия Рябова, сами ставшие знаменитостями. Это Ирина и Галина Чистяковы, Арина Фарбер, Ю Пел Ми (Корея), Николай Варламов, Елена Красносельская. Они исполнят фортепианные произведения высшей категории сложнности композиторов Ференца Листа, Фредерика Шопена, Сергей Рахманинова.

Во втором отделении учащаяся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории 15-летняя пианистка из Коста-Рики Даниэла Наварро Моро исполнит феерический Концерт №2 Камиля Сен-Санса для фортепиано с оркестром. В концерте принимает участие Камерный оркестр Центра Павла Слободкина, дирижёр — Илья Гайсин.

«Вундеркинды и виртуозы». Вокальные и фортепианные сочинения высшей категории сложности.

Камерный оркестр Центра Павла Слободкина
Дирижёр — Илья Гайсин

Солисты:

Ю Пел Ми (КНДР);
Арина Фарбер,
Елена Красносельская,
Николай Варламов,
Галина Чистякова,
Ирина Чистякова.

Фредерик Шопен, Ференц Лист, Сергей Рахманинов, Пётр Чайковский — фортепианные произведения высшей категории сложности.

Даниэла Наварро Моро, фортепиано (Коста Рика)

Камиль Сен-Санс, Концерт №2 для фортепиано с оркестром.

Светлана Феóдулова, колоратурное сопрано (Россия-Чехия)

Жак Оффенбах, «Сказки Гофмана», Ария Олимпии «Les oiseaux dans la charmille…»
Лео Делиб — Ария Лакме Bell Song «Air de clochettes» из оперы «Лакме»;
Генрих Прох — Вариации;
Вольфганг Амадей Моцарт — ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»;
Гаэтано Доницетти — Арии Лючии из оперы «Лючия де Ламмермур»;
Ария Плава Лагуны из к/ф «Пятый элемент».

Центр Павла Слободкина
Москва, м. Смоленская, ул. Арбат, 48
16 июня 2012

Сайт:  center-slobodkina.ru

Социальные сети: Facebook.com, VK.com

Справки: +7 499 241-6588
Заказ билетов: +7 499 241-6226
Ticketland.ru, Concert.ru, eBilet.ru

Читайте также на этом сайте / Высказывайте своё мнение в комментариях ниже.

В США в результате боя подушками пострадали тридцать кадетов военной академии

В США в результате боя подушками пострадали тридцать кадетов военной академии

Не менее 30 кадетов, проходящих обучение в Военной академии США в Вест-Пойнте, получили травмы в результате традиционного боя подушками, ежегодно устраиваемого в этом высшем учебном заведении Армии США. Кадеты-первокурсники традиционно организовывают «подушечные бои» в конце лета или начале осени с целью усиления командного духа и разрядки после…

Шон Коннери выразил уверенность в будущей независимости Шотландии

Шон Коннери выразил уверенность в будущей независимости Шотландии

Патриоты Шотландии высказались за независимость региона на прошлогоднем референдуме, и «ничто не помешает» им добиться большинства в будущем. Такое мнение в интервью агентству Пресс Ассошиэйшн высказал известный британский актер шотландского происхождения сэр Шон Коннери. В преддверии первой годовщины плебисцита 18 сентября Коннери однозначно дал понять, что считает…

Половина жителей Бразилии одобряет убийства подозреваемых на месте преступления

Половина жителей Бразилии одобряет убийства подозреваемых при задержании на месте преступления вместо их передачи в руки правосудия. Таковы данные опроса, обнародованные социологическим центром Datafolha (Датафолья). Участникам исследования задавали следующий вопрос: “Согласны ли вы с утверждением о том, что “хороший бандит – это мертвый бандит?”. Порядка 50% опрошенных ответили…

Лидер националистов Шотландии Стерджен призвала к объединению

Лидер националистов Шотландии призвала жителей региона объединиться, чтобы их «голос был услышан в парламенте» Великобритании. С таким заявлением обратилась сегодня к избирателям в преддверии парламентских выборов лидер Шотландской националистической партии (ШНП) Никола Стерджен перед посещением городов Восточный Лотиан, Данди и Файф. «Если опросы общественного мнения последних дней…

Голландский предприниматель по всему миру откроет школы Стива Джобса

Голландский предприниматель Морис де Хонд основал новую компанию sCoolSuite Concepts, основной задачей которой станет распространение концепции школы Стива Джобса по всему миру. В школах, названные в честь основателя Apple, в процессе обучения будут использоваться «Айпады». Новая форма образования, также предусматривающая разработку индивидуального плана для каждого учащегося, была…

Японские ученые на пороге открытия гормона ревности

Японские ихтиологи, специализирующиеся на рыбах семейства икромечущие карпозубые (киллифиш), смогли распознать гормон, который подстегивает этих обитателей рек Южной и Северной Америки на вступление в схватку с соперниками в борьбе за расположение возлюбленной. И это открытие может стать огромным шагом в нейробиологии, который прольет свет на химические реакции…

Мэрия Сан-Паулу открыла сайт с вакансиями для бразильцев африканского происхождения

Мэрия бразильского Сан-Паулу открыла сайт, на котором размещены предложения по трудоустройству, адресованные гражданам страны африканского происхождения. Задача этого ресурса – способствовать расовому равноправию при поиске работы. Претендовать на вакансии, размещенные на портале saopaulodiverso.org.br, смогут соискатели со всей страны, но компании, которые предлагают варианты трудоустройства на этом сайте,…

Франко-российское авеню приведет к Храму

Новым символом не прекращающегося диалога Парижа и Москвы стала закладка первого камня в основание будущего Российского духовно-культурного центра. Он поднимется в самом сердце французской столицы, неподалеку от Эйфелевой башни. Официальная церемония начала строительства состоялась сегодня в Париже. Идея строительства родилась еще в середине 2000-х годов. Уже тогда…

Телеканал CTC International награжден премией «Большая цифра»

Международная версия телеканала СТС International отмечена российской премией в области медиа «Большая цифра». О награждении стало известно 29 января по итогам прошедшей накануне Шестой торжественной церемонии вручения наград в области многоканального цифрового телевидения, сообщает Press Award. Телеканал стал победителем в номинации «Лучший развлекательный телеканал» по результатам зрительского голосования, набрав 48,4% голосов от всех проголосовавших…