«Музыка – один из лучших способов почувствовать себя счастливым»

Вильде Франг / Фото: Игорь Стомахин

Вильде Франг

Вильде Франг

Норвежская скрипачка Вильде Франг влюбила в себя московскую публику с первого концерта. Эксклюзивное интервью Кати Андреас для читателей Boyko.ru.

13 марта в Москве, Концертном зале им. Чайковского с ре-минорным концертом Яна Сибелиуса в сопровождении Российского национального оркестра под управлением уругвайского дирижера Хозе Серебриера выступила норвежская скрипачка Вильде Франг.

Впервые российская публика познакомилась с молодой артисткой за месяц до того в Сочи, на Зимнем фестивале Юрия Башмета. Тогда она произвела фурор у сочинской публики и сильное впечатление на многочисленных журналистов, приехавших в Сочи для освещения фестиваля. Её выступление было признано явлением незаурядным, и повторного её явления Москве ждали уже с нетерпением — как публика, так и пресса.

Московский концерт впечатления подтвердил — Вильде Франг обладает феноменальным собственным звуком, сочетающим мягкость, красоту и благородство. Кажется, Москва приобрела ещё одну любимицу, хотя при подобном таланте и выдающейся, картинной внешней красоте это было неудивительно даже для такого искушённого города, как российская столица.

Её настолько восторженно встречала публика, успех в зале был столь очевидным, что сразу после концерта Вильде Франг тут же было предложено вновь выступить с Российским национальным оркестром, и эта встреча может произойти уже в нынешнем филармоническом сезоне.

Сразу после московского триумфа музыкальный журналист Екатерина Андреас задала Вильде Франг несколько вопросов, в том числе не только о предпочтениях в музыке – две молодые женщины поговорили даже о мужчинах.

Катя Андреас: Вильде, Вы как-то говорили о концерте Сибелиуса, что для скрипача он звучит как опера, почему?

Вильде Франг: Этот концерт драматичен, но одновременно наполнен необыкновенной лирикой. Поэтому он мне очень напоминает пение. Когда ты играешь, нужно думать, что ты владеешь голосом, а не инструментом. Когда ты играешь, нужно забыть об инструменте для того, чтобы позволить музыке идти прямо из твоего сердца.

Катя Андреас: В таком случае, какая музыка производит на Вас ощущение «дома»?

Вильде Франг: Мне кажется, что я чувствую себя «дома», когда исполняю романтические концерты Чайковского, Сибелиуса, Брамса. Также мне очень подходит по духу музыка 20-го века, в частности, концерты Бриттена, Бартока, Шостаковича, Прокофьева. Я очень люблю этот репертуар. Конечно, мне нравится музыка Бетховена, Моцарта, но все-таки, мне кажется, что я чувствую себя как «дома» в более поздней музыке.

Катя Андреас: Я слушала Ваш диск с музыкой Бриттена, Грига и Штрауса. Правда, это были не концерты, а сонаты, которые Вы записали вместе с пианистом Михаилом Лифитсом. Любое сотрудничество, тем более в камерной музыке, предполагает потрясающий контакт. Я посмотрела Ваш график на этот год, впереди у Вас несколько совместных концертов. Расскажите, как Вы друг друга нашли?

Вильде Франг: Вы знаете, одна из главных вещей, которую я могу сказать о Мише, – это то, что я играю не с ним. Звучит странно, но он играет как бы против меня. И это очень важно, потому что в этом случае возникает диалог с партнером, иногда – сражение с ним. Когда ты что-то говоришь своему партнеру по сцене, то ему нужно не только ответить тебе, но и суметь доказать тебе что-то.

В то же время Миша очень гибкий, у нас похожий подход к музыке и творчеству, поэтому у нас сложился хороший контакт. До того, как мы решили записать этот диск, у нас было всего одно выступление вместе. И тогда я сразу же почувствовала, что это – он, что именно с ним я хочу сделать запись. И хотя мы до сих пор почти не знакомы, мне кажется, что в вопросе сотрудничества очень важен инстинкт.

Катя Андреас: В прошлом месяце Вы выступали на фестивале Юрия Башмета в Сочи. На одной из репетиционных фотографий я заметила шерстяные перчатки на ваших запястьях. До записи этого диска, насколько я знаю, Вы получили травму. Связаны ли эти перчатки с мерой безопасности, или же это элемент Вашего стиля?

Вильде Франг: Вы знаете, это стало моим стилем… Потому что до моей травмы я никогда не носила перчатки, которые бы специально сохраняли тепло. Когда я стала их носить, это произвело на меня потрясающее впечатление! Потому что в действительности они еще напоминают мне одежду, которую носят артисты балета для того, чтобы их мышцы «не остывали». А я большой фанат балета, всегда восхищалась этим искусством! И стиль на балетных репетициях мне очень нравится. Я ведь не могу носить балетную одежду, зато могу позволить себе хотя бы перчатки…

Катя Андреас: Вы как-то говорили, что состоите из музыки подобно тому, как огурец состоит на 98 процентов из воды. Тогда что включают в себя оставшиеся проценты? Может быть, семья или что-то другое?

Вильде Франг: Музыка наполняется твоей индивидуальностью. Надеюсь, что оставшиеся проценты составляют мою индивидуальность, правда, их может быть больше, чем два. На мой взгляд, нужно уметь вдохновлять себя на собственное прочтение. Вполне возможно, что даже необязательно всегда делать то, что тебе говорит твой учитель. Может быть, важно также научиться у учителя делать то, что ты не должен. В этом и заключается твой авторский поиск формы выражения.

Для меня музыка всегда была чем-то наподобие наркотика. Музыка всегда звучит в моей голове (иногда даже не совсем тихо), и она может предложить тебе все, что ты хочешь. Музыка – это один из самых лучших способов почувствовать себя счастливым.

Катя Андреас: Вильде, если Вы постоянно слышите музыку, может быть и сочинять даже что-то пробовали?

Вильде Франг: Я пробовала сочинять каденции, но у меня ничего не получилось. Насколько я поняла, у меня совершенно нет композиторского таланта. Это также касается импровизаций – не мое.

Катя Андреас: Ключевой персоной в Вашей жизни стала Анне-Софи Муттер. Вы у нее учились, сейчас играете на скрипке, которую Вам подарил ее фонд. Как я поняла, у Вас сложились душевные отношения: Анне-Софи сводила Вас в Музей Соломона Гуггенхайма, научила выбирать правильный чизкейк…

Вильде Франг: Она очень сильная личность, возможно даже наиболее сильная из всех, кого я вообще знаю. Возможно, к ней даже могло бы подойти сравнение с Iron Lady. При этом она потрясающий музыкант и хороший советчик. У Анне-Софи есть необыкновенная страсть и энтузиазм ко всему, что она делает.
Она научила меня нескольким вещам, например, наблюдать за тем, как я развиваюсь.

Мне было очень интересно близко общаться с ней, особенно когда мы играли вместе тур. Мне показалось, что у нее есть невероятное терпение, которое проявлялось в огромном количестве ситуаций, потому что люди требуют от нее очень многого.

Катя Андреас: Во время тура Вы играли двойной концерт Баха. Может быть, она преподала Вам несколько уроков относительно барочной музыки?

Вильде Франг: Я поняла одну интересную вещь: когда она слушала меня на уроке, она могла реагировать на мое исполнение совершенно по-разному. Она корректирует, делает независимые ремарки. При этом она могла быть требовательной, и ее замечания могли быть очень прямыми. Но когда мы были на сцене, все было по-другому, я постоянно ощущала ее поддержку, и это было очень важно.

Катя Андреас: Вильде, Вы принципиально не участвуете в конкурсах?

Вильде Франг: В моей жизни всего было два конкурса. Когда мне было 14-15 лет, меня отправили на Евровидение, но меня срезали . Для меня это было невероятно. Когда я на первом конкурсе не дошла до финала, я была очень расстроена. И так было дважды. Я приняла это очень близко к сердцу и думала – неужели такое возможно?

Мне кажется, что я не подхожу для этого, потому что у меня нет духа соперничества. А для конкурсов наличие этого духа является обязательным условием, и может быть это даже важнее, чем поддержка родственников. Я выбрала свой путь и решила, что больше никогда не буду участвовать в конкурсах.

Катя Андреас: В этом году Вы стали победителем престижной награды Сredit Suisse Young Artists Award. Куда Вы планируете вложить 75,000 швейцарских франков?

Вильде Франг: О, это сложный вопрос. Это закрытое соревнование, и я даже не знала, что была номинирована. Поэтому такая сумма пришла ко мне случайно, и я еще пока не думала об этом. Хотя, возможно, я куплю что-то для скрипки. Но пока я с большим предвкушением жду фестиваль в швейцарском городе Люцерне, на котором состоится мое выступление с оркестром Венской Филармонии под управлением Бернарда Хайтинга.

Катя Андреас: Не все, но многие музыканты очень любят себя критиковать. Вы тоже часто критикуете себя?

Вильде Франг: Мне не нравится критиковать себя, но я постоянно это делаю. Мне кажется, что в день, когда я не буду себя критиковать, я перестану быть музыкантом. Если я остановлюсь на чем-то, то у меня как у художника не будет никаких надежд. Если ты музыкант, ты должен уметь сопротивляться, ты можешь плакать, но продолжать бороться и развиваться.

Катя Андреас: Вильде, давайте мы теперь с Вами как будто не на интервью, а как будто мы просто две леди, которые встретились в кафе. Скажите, какой тип мужчин Вам нравится?

Вильде Франг: С хорошим чувством юмора и силой воли.

Катя Андреас: То есть он может быть и не музыкантом?

Вильде Франг: Я думаю, что если у мужчины есть серьезный подход к делу, которым он занимается, амбиции и своя позиция, то это даже не так важно. Главное – это характер.

Читайте также на этом сайте / Высказывайте своё мнение в комментариях ниже.

В США в результате боя подушками пострадали тридцать кадетов военной академии

В США в результате боя подушками пострадали тридцать кадетов военной академии

Не менее 30 кадетов, проходящих обучение в Военной академии США в Вест-Пойнте, получили травмы в результате традиционного боя подушками, ежегодно устраиваемого в этом высшем учебном заведении Армии США. Кадеты-первокурсники традиционно организовывают «подушечные бои» в конце лета или начале осени с целью усиления командного духа и разрядки после…

Шон Коннери выразил уверенность в будущей независимости Шотландии

Шон Коннери выразил уверенность в будущей независимости Шотландии

Патриоты Шотландии высказались за независимость региона на прошлогоднем референдуме, и «ничто не помешает» им добиться большинства в будущем. Такое мнение в интервью агентству Пресс Ассошиэйшн высказал известный британский актер шотландского происхождения сэр Шон Коннери. В преддверии первой годовщины плебисцита 18 сентября Коннери однозначно дал понять, что считает…

Половина жителей Бразилии одобряет убийства подозреваемых на месте преступления

Половина жителей Бразилии одобряет убийства подозреваемых при задержании на месте преступления вместо их передачи в руки правосудия. Таковы данные опроса, обнародованные социологическим центром Datafolha (Датафолья). Участникам исследования задавали следующий вопрос: “Согласны ли вы с утверждением о том, что “хороший бандит – это мертвый бандит?”. Порядка 50% опрошенных ответили…

Лидер националистов Шотландии Стерджен призвала к объединению

Лидер националистов Шотландии призвала жителей региона объединиться, чтобы их «голос был услышан в парламенте» Великобритании. С таким заявлением обратилась сегодня к избирателям в преддверии парламентских выборов лидер Шотландской националистической партии (ШНП) Никола Стерджен перед посещением городов Восточный Лотиан, Данди и Файф. «Если опросы общественного мнения последних дней…

Голландский предприниматель по всему миру откроет школы Стива Джобса

Голландский предприниматель Морис де Хонд основал новую компанию sCoolSuite Concepts, основной задачей которой станет распространение концепции школы Стива Джобса по всему миру. В школах, названные в честь основателя Apple, в процессе обучения будут использоваться «Айпады». Новая форма образования, также предусматривающая разработку индивидуального плана для каждого учащегося, была…

Японские ученые на пороге открытия гормона ревности

Японские ихтиологи, специализирующиеся на рыбах семейства икромечущие карпозубые (киллифиш), смогли распознать гормон, который подстегивает этих обитателей рек Южной и Северной Америки на вступление в схватку с соперниками в борьбе за расположение возлюбленной. И это открытие может стать огромным шагом в нейробиологии, который прольет свет на химические реакции…

Мэрия Сан-Паулу открыла сайт с вакансиями для бразильцев африканского происхождения

Мэрия бразильского Сан-Паулу открыла сайт, на котором размещены предложения по трудоустройству, адресованные гражданам страны африканского происхождения. Задача этого ресурса – способствовать расовому равноправию при поиске работы. Претендовать на вакансии, размещенные на портале saopaulodiverso.org.br, смогут соискатели со всей страны, но компании, которые предлагают варианты трудоустройства на этом сайте,…

Франко-российское авеню приведет к Храму

Новым символом не прекращающегося диалога Парижа и Москвы стала закладка первого камня в основание будущего Российского духовно-культурного центра. Он поднимется в самом сердце французской столицы, неподалеку от Эйфелевой башни. Официальная церемония начала строительства состоялась сегодня в Париже. Идея строительства родилась еще в середине 2000-х годов. Уже тогда…

Телеканал CTC International награжден премией «Большая цифра»

Международная версия телеканала СТС International отмечена российской премией в области медиа «Большая цифра». О награждении стало известно 29 января по итогам прошедшей накануне Шестой торжественной церемонии вручения наград в области многоканального цифрового телевидения, сообщает Press Award. Телеканал стал победителем в номинации «Лучший развлекательный телеканал» по результатам зрительского голосования, набрав 48,4% голосов от всех проголосовавших…