Ростислав Кример не привык ставить неосуществимые задачи

Фестиваль Башмета в Минске за несколько лет существования стал явлением, повлиявшим на музыкальную жизнь столицы и других белорусских городов, в которых проходят его мероприятия — Гомеле, Могилёве.

В начале октября этого года в Минске состоялся VI Международный фестиваль Юрия Башмета. Его концерты проходили в Белорусской филармонии, Академии музыки (минской консерватории), Дворце спорта.

Художественный руководитель фестиваля Юрия Башмета в Минске Ростислав Кример / Фото: Classica.FM.

Художественный руководитель фестиваля Юрия Башмета в Минске Ростислав Кример / Фото: Classica.FM.

Значение этого события не исчерпывается проведением серии концертов — третий год подряд в рамках фестиваля проводится Молодёжная Академия стран СНГ, в которой в серии мастер-классов обучаются студенты разных стран, преподают педагоги с мировым именем, сами являющиеся успешными концертирующими музыкантами.

Сегодня мы представляем читателям записанное в Минске интервью главного редактора Classica.FM Евгения Бойко с художественным руководителем фестиваля в Минске Ростиславом Кримером.

Евгений Бойко: Фестивалю почти шесть лет. Расскажите о его истории — как возник, как развивался.

Ростислав Кример: Это прежде всего белорусский проект. Он тут проходит потому, что я сам здесь родился, в этой стране.

Идея в том виде, в котором он есть, родилась в Париже, после моего сольного проекта в зале Корто. В разговоре с друзьями возник вопрос о том, что в Минске проблемы в культурной жизни — мало концертов, мало знаменитостей приезжают. Я тогда сказал: «Если мы в Париже будем просто рассуждать об этом — ничего не улучшится». Поспорили, что что-то хорошее сделать возможно. Я пообщался с Юрием Абрамовичем (Башметом), и начали движение — поначалу от Бреста.

Фестивалю шесть лет, а всего проекту семь, потому что первый концерт Василия Лобанова, Виктора Третьякова и Юрия Башмета был в Брестском театре драмы и музыки. В то, что это случилось, до сих пор с трудом верится, потому что приехать из разных стран таким музыкантам, ради одного концерта камерной музыки… Мне тогда было 23 года, и они смогли поверить, что у этого парня что-то выйдет… Играли трио Брамса.

Потом, соответственно, в 2006 году состоялся официальный первый фестиваль, он был из 5 концертов. Были «Солисты Москвы», Гидон Кремер и «Кремерата Балтика». С первых дней мы начали достаточно мощно — учитывая, что таких артистов, как Гидон, здесь не было много лет. Это был первый серьёзный шаг в улучшении культурного климата, в лучшем смысле слова.

Евгений Бойко: А на какую почву это легло? Как вы оцениваете культурный ландшафт на тот момент, первых лет жизни фестиваля?

Ростислав Кример: Достаточно беспомощно. Не потому, что культурный уровень белорусов понизился или им образования не хватает — с этим всё замечательно. Многолетние традиции с советских времён — всё это осталось. Но традиция поддержки проектов спонсорами отсутствовала вообще. Спонсоры считали нормальным на фестиваль выделить сто долларов. Как мы с вами прекрасно понимаем, на такие деньги никакой проект сделать невозможно. Бизнес по-другому был воспитан на тот момент.

Евгений Бойко: Всё изменилось?

Ростислав Кример: Конечно, и фестиваль Башмета сделал к этому огромный шаг. Много изменилось за шесть лет в плане отношения спонсоров к культурным мероприятиям. Они перестали считать, что классические музыканты — это изгои, что ничего это не нужно, нужен только спорт. Мы пытались объяснить фестивалем, что духовное развитие, воспитание детей и внуков — залог будущего культурного и экономического процветания любой нации.

Евгений Бойко: А спонсорская поддержка является залогом того, чтобы эта культура не превратилась в коммерческую.

Ростислав Кример: Конечно. Они и держат эту планку, помогая. Конечно, и мы вынуждены искать пути широкого завоёвывания зрителей, широкой общественности. На подобных концертах в Европе большинство в концертном зале — пенсионеры. А очень хочется, чтобы и молодёжь могла приобщиться к высокой культуре. Сегодня ведь не модно читать Толстого, Достоевского, а особенно поэзию. Книги уходят, и это жаль — интернет не заменит книги, даже одного того ощущения, когда держишь её в руках, переворачиваешь.

Евгений Бойко: У вас довольно много молодёжи в концертном зале. Минск вообще выглядит очень молодым городом, судя по лицам на улице.

Ростислав Кример: А ещё это безопасная страна, где маленького ребёнка можно отпустить одного погулять, и быть почти абсолютно уверенным, что с ним ничего не случится. Что в Москве нереально сегодня.

Евгений Бойко: Да, различия Минска с Москвой разительны, и неприятно, хоть и очевидно — не в пользу последней. Начиная с железнодорожного вокзала, который блестит стеклом и мрамором внутри и снаружи, ничуть не напоминая московские клоаки — Ленинградский, Казанский, которые могут вызвать шок у приезжих обилием мусора, бомжей и прочих мрачных личностей вокруг них, а то и внутри. Да и не только на вокзалах…

Ростислав Кример: Дело даже не в дворниках-таджиках, которых в Минске нет. Дело в том, что в Москве много приезжих полулегальных, незарегистрированных — это и порождает все остальные неприятности. Если бы все эти люди работали официально — в таком виде и количестве проблем бы не было.

Евгений Бойко: Москва — особый мир. Она перестала быть городом для комфортного человеческого проживания, став для одних городом реализации амбиций, для других просто средой выживания. Почти для всех — чужеродной. Москвичи не чувствуют себя дома, всюду видя всё менее знакомую картину города, чужие лица приезжих. Для приезжих же это город для решения их проблем, реализации потребностей.

Ростислав Кример: Петербург гораздо лучше в этом смысле — просто колоссальная разница.

Евгений Бойко: И Минск на этом фоне — нормальный, человечный город, где можно просто жить и наслаждаться жизнью, поскольку культурная среда сейчас здесь тоже на высоте. Не представляю, как можно жить пусть самом красивом и чистом городе, но в котором, к примеру, нет оперного театра. Что там делать?

Ростислав Кример: В минском оперном театре сделали капитальный ремонт, как раз в честь этого мы сделали вечер Кармен, там был украинский балет, балет Большого театра, Мариинского театра — это тоже был фестивальный проект.

Евгений Бойко: Давайте поговорим о музыкальном лице фестиваля. Вы, живя в Европе, можете видеть, что каждый известный фестиваль проходил период роста, сравнимый с человеческой жизнью, становясь зрелым годам к 20-30. Иногда он сразу обретает своё лицо, специализацию, часто это происходит в процессе формирования, роста. Как ребёнок — встал на ноги, огляделся по сторонам и понял — что же ему в конце концов интересно. Всё, как правило, начинается с серии концертов, но просто серия концертов — это ещё далеко не фестиваль. Вашему уже шесть лет, сейчас вы в какой стадии?

Ростислав Кример: В первую очередь лицо фестиваля — это Юрий Абрамович Башмет, который по праву является одним из лучших музыкантов мира. В этом тоже была изначальная идея — чтобы фестиваль рос быстро, ему нужен человек, который много лет занимается искусством, и занимается здорово. Он вдохнул жизнь в фестиваль, всегда советует по его программе, по выбору артистов, живо этим интересуется. Поэтому с точки зрения программы — она всегда интересна, артисты замечательные.

Евгений Бойко: Но фестиваль направлен-то в первую очередь на публику?

Ростислав Кример: Отчасти. Не может быть фестиваль только в угоду публике — в этом и смысл отличия фестиваля от коммерческого предприятия. Но и на них тоже — чтобы удержаться на плаву, привлечь аудиторию, нужно общаться с публикой на их языке. Мы ведь не можем на языке Шекспира привлечь широкую аудиторию — для этого crossover проекты, проект «Классика встречает джаз», проект «3Б» — Башмет, Бутман и группа «Браво».

Евгений Бойко: Вы так смело экспериментируете. Это и является изюминкой?

Ростислав Кример: Одной из. Изюминкой изначально было выступление на одной сцене великих артистов с молодыми музыкантами.

Евгений Бойко: Это появилось с Молодёжной Академией?

Ростислав Кример: Это появилось с первого дня. Академия уже потом выросла, из этой идеи глобальной. У нас изначально в каждом концерте был кто-то из молодых солистов — из России, Белоруссии или Германии. Молодой солист выходил на сцену, выступал с симфоническим оркестром, а дирижировал знаменитый дирижёр. Или наоборот — молодой дирижёр, а солировал Юрий Башмет. Такое взаимодействие поколений обе стороны воодушевляет, подпитывает. Это — изюминка фестиваля, ради этого он задумывался. Потом появились различные его обрамления интересные.

Был такой аутентичный проект — «Минск встречает бабье лето с Фестивалем у Башмета» – Город мастеров в парке Горького, из России мы привезли инструменты — кугиклы, саратовская гармонь, рожки, пищики — совершенно феноменальные вещи, о которых многие даже не знают. Я сам, например не знал, что в саратовской гармони вместо басов — звоночки. Потрясающе звучит. Есть такой белорусский инструмент — дуда. Это практически шотландская волынка, только упрощённый вариант. Старинный, исконно белорусский народный инструмент, о котором тоже почти никто не знает — все знают только о цимбалах.

Мы сделали шествие по городу — Россия встречает Беларусь, по проспекту. С российской стороны — российские народные инструменты, с белорусской — белорусские. Они встречались, в парке были гулянья, игры. Ведущая была с российским старинным глубинным таким говором — и она на нём разговаривает действительно. И на белорусской мове тоже — не просто знает, а который дома разговаривает на этом языке. Это было колоссально, для меня это был очень ценный проект. Конечно же, он был некоммерческим, ни о каких билетах и думать не приходиться, но такие вещи нужно показывать, потому что без прошлого нет будущего.

Евгений Бойко: Нынешний экономический кризис в Белоруссии не отразился на фестивальных планах, на взаимоотношениях со спонсорами? На чьих плечах лежит его финансовое бремя?

Ростислав Кример: Бóльшая часть — это спонсоры. JTI International — главный наш спонсор. «Белтехэкспорт», «Мобильные телесистемы», Siemens. Все компании масштабные, соответствующие статусу. По-разному, конечно, в кризисной ситуации себя повели — кто-то уменьшил бюджет, кто-то удержал своё лицо. Это жизнь, мы к этому нормально относимся. Конечно, административная большая поддержка — со стороны Министерства культуры, Минского горисполкома. В принципе, видно, что к нему хорошее отношение и стране он нужен.

Евгений Бойко: Но в то же время фестиваль не должен оставаться неким событием, которое привносится извне — появляется раз в год и исчезает. Он должен пускать корни, становиться частью культурной инфраструктуры. В общем-то, Молодёжная Академия Башмета — один из примеров такой интеграции…

Ростислав Кример: Конечно.

Евгений Бойко: Фестиваль становится значимым и нужным не только когда остаётся затратным, но и начинает приносить реальную экономическую пользу региону — к примеру, в виде туристического трафика.

Ростислав Кример: Я думаю, что он уже такие плоды приносит. Задумывались об этом, считали.

Евгений Бойко: Есть ведь примеры фестивалей, которые держатся только на спонсорах, даже только на одном спонсоре, а потом он исчезает или теряет интерес, и фестиваль просто исчезает. Очень хорошие фестивали, которым было по 20 лет.

Ростислав Кример: Это вопрос толкового менеджмента. Я думаю, что даже если не будет ни одного спонсора, мы всё равно сможем провести фестиваль. Значит, будут другие пути, другой бизнес-план. Другие программы — может быть, чуть больше коммерческих проектов на самоокупаемости будет проводиться. Но он будет, потому что это нужно. По прошлому году государственное участие в проекте составляло 2-3%, билеты — 10-15%. Всё остальное — спонсорские деньги.

При формировании цен на билеты нужно понимать публику, ведь когда Элтон Джон — это одни цены, а на классику — совершенно другие. Интеллигенция не может себе позволить платить сто долларов за билет. Благодаря спонсорам удаётся сделать так, чтоб они пришли недорого. Но и не дико дёшево, потому что это тоже не путь — приучить публику платить за классику копейки. Она перестанет быть значимой. Это всё-таки событие, когда идёшь в оперный театр, да? Это же не кино, а опера. И билет не должен стоить столько же. А попсовые концерты — ну, там другие люди, другие возможности.

Евгений Бойко: Другие фестивали серьёзного уровня проходят в Минске? Имеется ввиду классическая музыка.

Ростислав Кример: Да, Спиваков сделал несколько концертов, Гергиев давал. Это тоже благодаря Фестивалю Башмета — люди смотрят, что Башмет приезжает, что всё работает. Лучшие музыканты мира собираются — ежегодно, в течение многих лет. Мы это записываем на свой счёт — не было бы фестиваля Башмета, не было бы ни того, ни другого. Да и много чего.

Евгений Бойко: В этом году концерт студентов Академии Башмета прошёл в Гомеле…

Ростислав Кример: А фестивальный концерт ещё и в Могилёве был.

Евгений Бойко: Кажется, это это наша, славянская специфика — проводить мероприятия одного фестиваля сразу в нескольких городах. Это объяснимо — транспортная и вообще городская инфраструктура не позволяют вот так просто поехать в другой город, как это нормально и привычно для жителей Европы. Поэтому гора идёт к Магомету.

Ростислав Кример: Когда фестиваль задумывался, у меня была интересная мысль провести ось Восток—Запад. Москва, Минск, Брест, Варшава, Берлин, Бонн, Брюссель, Париж, Лондон. Или обратно — неважно. Дорога великих музыкантов, когда они едут на поезде, останавливаются, играют. Я думаю, мы к этому понемногу двигаемся. С первого фестиваля у нас был концерт и в Москве и в Минске, в Витебске и Бонне. Потом мы сконцентрировались и здесь стали расти, но это не отменяет общую направленность, генеральную линию. Думаю, через пару лет это осуществится. География, конечно, важна — и по Белоруссии будет больше городов.

Евгений Бойко: На сколько лет вперёд видите фестиваль, его концепцию, фактическое содержание?

Ростислав Кример: На пять лет точно. Я не привык ставить неосуществимые задачи и говорить о том, что я себе не представляю. Я примерно представляю то, кто может приехать через три года, четыре и пять. Пару ключевых фамилий, которые хотел бы видеть в программе на фестивале. Озвучивать не буду, но это великие имена. Об этом постоянно нужно думать.

Очень важный момент, на который я надеюсь — что будет конкуренция здесь. Вот почему Yamaha не купила Steinway & Sons?

Евгений Бойко: Она купила Bösendorfer. Вероятно, с целью изучить технологии конкурента.

Ростислав Кример: Правильно. Но не Стейнвей! Потому что конкурента не будет. Потому что если быть монополистом — это путь в никуда.

Евгений Бойко: Что в ближайших планах? Интернет-трансляция, пост-продакшн?

Ростислав Кример: Трансляция по телевидению — у нас записывалось открытие, «Солисты Москвы» с Башметом, завтрашнее закрытие будет тоже записываться. Все концерты записывались на радио. Соответственно, будет радиотрансляция. Опять же это важно — чтобы вся страна слышала. Те, кто не могли купить билет. Аншлаги в этом году невероятные, на все концерты. Это, опять же, не за один год делалось.

Евгений Бойко: Были за эти шесть лет сложные моменты, моменты отчаяния?

Ростислав Кример: Конечно. Были. Когда руки опускались от безысходности. Когда трудно ступить на следующий этап. От непонимания в общении. Иногда — с некоторыми людьми. Вообще человеческий фактор очень важен. Хотя противодействие показывает, что «верной дорогой идёте, товарищи».

Евгений Бойко: Ну да, если куда-то очень уж легко скользишь, то скорее всего — в пропасть.

Ростислав Кример: Иногда чьё-то нежелание — это пример, потому что потом говорят — смотрите, вот у Башмета всё есть, и без полного использования государственных средств может существовать. Может совсем не использовать. Для меня важна прежде всего моральная поддержка государства. Административная помощь. Проект большой. Главой государства назван одним из наиболее важных. Он собирался придти на один из концертов в прошлом году, но была какая-то важная встреча.

Евгений Бойко: Значит, это тоже впереди.

Ростислав Кример: Да, мы надеемся на это. В какой-то момент это обязательно произойдёт. Хотя главное не в посещении ведь дело, а в помощи — а она есть.

Читайте также на этом сайте / Высказывайте своё мнение в комментариях ниже.

В США в результате боя подушками пострадали тридцать кадетов военной академии

В США в результате боя подушками пострадали тридцать кадетов военной академии

Не менее 30 кадетов, проходящих обучение в Военной академии США в Вест-Пойнте, получили травмы в результате традиционного боя подушками, ежегодно устраиваемого в этом высшем учебном заведении Армии США. Кадеты-первокурсники традиционно организовывают «подушечные бои» в конце лета или начале осени с целью усиления командного духа и разрядки после…

Шон Коннери выразил уверенность в будущей независимости Шотландии

Шон Коннери выразил уверенность в будущей независимости Шотландии

Патриоты Шотландии высказались за независимость региона на прошлогоднем референдуме, и «ничто не помешает» им добиться большинства в будущем. Такое мнение в интервью агентству Пресс Ассошиэйшн высказал известный британский актер шотландского происхождения сэр Шон Коннери. В преддверии первой годовщины плебисцита 18 сентября Коннери однозначно дал понять, что считает…

Половина жителей Бразилии одобряет убийства подозреваемых на месте преступления

Половина жителей Бразилии одобряет убийства подозреваемых при задержании на месте преступления вместо их передачи в руки правосудия. Таковы данные опроса, обнародованные социологическим центром Datafolha (Датафолья). Участникам исследования задавали следующий вопрос: “Согласны ли вы с утверждением о том, что “хороший бандит – это мертвый бандит?”. Порядка 50% опрошенных ответили…

Лидер националистов Шотландии Стерджен призвала к объединению

Лидер националистов Шотландии призвала жителей региона объединиться, чтобы их «голос был услышан в парламенте» Великобритании. С таким заявлением обратилась сегодня к избирателям в преддверии парламентских выборов лидер Шотландской националистической партии (ШНП) Никола Стерджен перед посещением городов Восточный Лотиан, Данди и Файф. «Если опросы общественного мнения последних дней…

Голландский предприниматель по всему миру откроет школы Стива Джобса

Голландский предприниматель Морис де Хонд основал новую компанию sCoolSuite Concepts, основной задачей которой станет распространение концепции школы Стива Джобса по всему миру. В школах, названные в честь основателя Apple, в процессе обучения будут использоваться «Айпады». Новая форма образования, также предусматривающая разработку индивидуального плана для каждого учащегося, была…

Японские ученые на пороге открытия гормона ревности

Японские ихтиологи, специализирующиеся на рыбах семейства икромечущие карпозубые (киллифиш), смогли распознать гормон, который подстегивает этих обитателей рек Южной и Северной Америки на вступление в схватку с соперниками в борьбе за расположение возлюбленной. И это открытие может стать огромным шагом в нейробиологии, который прольет свет на химические реакции…

Мэрия Сан-Паулу открыла сайт с вакансиями для бразильцев африканского происхождения

Мэрия бразильского Сан-Паулу открыла сайт, на котором размещены предложения по трудоустройству, адресованные гражданам страны африканского происхождения. Задача этого ресурса – способствовать расовому равноправию при поиске работы. Претендовать на вакансии, размещенные на портале saopaulodiverso.org.br, смогут соискатели со всей страны, но компании, которые предлагают варианты трудоустройства на этом сайте,…

Франко-российское авеню приведет к Храму

Новым символом не прекращающегося диалога Парижа и Москвы стала закладка первого камня в основание будущего Российского духовно-культурного центра. Он поднимется в самом сердце французской столицы, неподалеку от Эйфелевой башни. Официальная церемония начала строительства состоялась сегодня в Париже. Идея строительства родилась еще в середине 2000-х годов. Уже тогда…

Телеканал CTC International награжден премией «Большая цифра»

Международная версия телеканала СТС International отмечена российской премией в области медиа «Большая цифра». О награждении стало известно 29 января по итогам прошедшей накануне Шестой торжественной церемонии вручения наград в области многоканального цифрового телевидения, сообщает Press Award. Телеканал стал победителем в номинации «Лучший развлекательный телеканал» по результатам зрительского голосования, набрав 48,4% голосов от всех проголосовавших…