Конкурс Чайковского — размышления после финала. Каким встретим Пятнадцатый?

Конкурс имени Чайковского завершился две недели назад. Благодаря свежей ещё памяти и небольшой дистанции, позволяющей отойти от эмоций, можно подводить итоги.

Самый животрепещущий вопрос тех дней — почему именно так голосовало жюри, вероятно, следует уже оставить. Он риторический — голосовало так, как считало нужным. Жюри наделили полномочиями, люди в нём выполнили свой долг.

Валерий Гергиев и Владимир Путин на открытии XIX Конкурса им. Чайковского

На прямой вопрос нашего издания «Почему?», предельно корректно поставленный, имеющий целью понять логику и мотивацию, содержательного ответа не последовало — это их право. Голосуй жюри в соответствии с предпочтениями публики и прессы, возможно все первые места были бы у русских — зарубежную аудиторию это бы вряд ли удовлетворило. К тому же нельзя не отметить разные предпочтения музыкальных критиков и слушателей — приз зрительских симпатий по результатам онлайн-голосования был вручён золотому медалисту Даниилу Трифонову, а не фавориту прессы Александру Лубянцеву.

Есть много тонкостей, очевидных для профессионально жюри, и почти недоступных пониманию публики и музыкальных критиков. К примеру, для определённого числа исполнителей участие в конкурсе — всего лишь средство заработка, нередко вполне существенного. В каждый период времени можно выделить группу молодых солистов, которые ездят по миру, ставя целью именно конкурсные победы, основательно к этому готовятся, и, как следствие — побеждают. Но поскольку жюри — это тоже своего рода профессия, которая неплохо освоена группой исполнителей старшего поколения, нередко они пересекаются на разных конкурсах в разных странах.

Победа исполнителя в других крупных конкурсах имеет значение для жюри, но когда число побед станвится значительным, возникает резонный вопрос — почему музыкант не останавливается? Когда такие конкурсанты попадают в поле зрения, они рискуют быть причисленными к категории «спортсменов», и их, как правило, отсеивают. Произошло ли такое на нынешнем конкурсе в Москве, можно только гадать, но не исключено — по крайней мере, некоторые комментарии Густава Алинка, эксперта по музыкальным конкурсам, позволяют это предположить. Разумеется, для подавляющего числа музыкантов участие в Конкурсе Чайковского имеет значение гораздо большее, чем получение премий, но судило-то международное жюри, с обственными критериями.

Острее же всего Конкурс Чайковского высветил две проблемы — недостаток современых акустических концертных залов в Москве и неудовлетворительный профессиональный уровень российских симфонических оркестров, который особенно явственно виден во время гастролей зарубежных составов. Первая проблема разделила XIV Конкурс между двумя городами, вторая во всём «блеске» демонстрировалась всему миру в онлайн-трансляции.

Эпизод, когда первая же нота известной всему миру нисходящей мелодии духовых в Первом концерте Чайковского была взята фальшиво, открыл счёт нескончаемых огрехов, которые преподносил солистам Российский Национальный оркестр на протяжении всех дней конкурсного финала. До недавнего времени считавшийя одним из лучших в России, на «Чайковском» коллектив демонстрировал уровень мастерства, скорее характерный для оркестра с далёкой периферии — духовая секция нескончаемо фальшивила, в звуковой ткани прослушивались кластеры неопределённой звуковой высоты, не было ансамбля с солистами. Конечно, в этом есть и вина дирижёра Александра Дмитриева, но фальшивил-то не он.

Что случилось с коллективом — загадка, которую отчасти разъясняет анонимный комментарий одного из оркестрантов, оставленный в рецензии Classica.FM: «…Вы там перетираете свои технические (и не только) моменты «пинисианизма», а музыканты оркестра второй месяц работают двойниками за посредственное пособие по безработице. При всем уважении к этому великому событию (в общем) и к конкурсантам (в частности), я (и не только) проклинал каждый рабочий день». Другими словами — «Платят мало, мы устали, так и играем» — вот бесхитростный уничтожающий смысл этой тирады.

Грамотный менеджмент, сотни миллионов затраченных на конкурс рублей — всё это разбивается о чьи-то разгильдяйство или непорядочность. Неряшливую игру демонстрировал и Камерный оркестр Московской филармонии — правда, они за три дня успели собраться и день ото дня играли лучше. Насладиться же действительно приличной оркестровой игрой слушатель мог, пожалуй, лишь на заключительном концерте с участием оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева — как только оркестр заиграл, всё встало место — и звук, и баланс, и контакт с солистом, и нормальная брасс-секция — увы, наверное, единственная из российских оркестров.

Концертные залы — вторая проблема. В Москве нет современного акустического концертного зала, в полной мере соответствующего понятию мировой музыкальной столицы, и кажется странным, почему это до сих пор для всех не очевидно. С окончанием успешной реставрации Большого зала консерватории реноме Конкурса Чайковского было восстановлено, но уверенности в том, что «Чайковский» вернётся в Москву, нет — прошлогодние обещания сегодня не подтверждаются, а заявления министра культуры Авдеева заставляют вздрагивать — неужели опыт нынешнего, разорванного пополам конкурса, не заставил одуматься? Нельзя полноценно проводить один конкурс одновременно в двух городах — неудобно, неразумно, дорого.

Конкурс Чайковского вырос. Далеко не сегодня он вышел из стен Московской консерватории, но с 1958 года ни одна площадка не была более достойной для него, чем Большой зал. За более чем полвека в преобразившейся до неузнаваемости, выросшей в разы по площади и населению Москве так и не появилось отдельного концертного зала, превосходящего по характеристикам главный зал этого учебного заведения, построенный более ста лет назад. Москве катастрофически не хватает своего Карнеги-Холла — большого концертного комплекса с несколькими залами разной вместимости и безупречной акустикой, репетиционными комнатами, большой музыкальной библиотекой, медиа-центром, который может транслировать события всему миру.

В конце XIX века Василий Сафонов, будучи директором Московской консерватории, предлагал построить новое здание с большим концертным залом на Театральной площади, между Метрополем и нынешней гостиницей «Москва». Тогда Городская Дума не пожелала передать участок земли консерватории безвозмездно, а генерал-губернатор был решительно против передачи, считая этот участок идеальным для плац-парадов. Место и поныне пустует. Быть может, пришло время воплотить идею — построить именно здесь большой современный концертный зал? Напротив Большого театра, рядом с Малым, чтобы центр Москвы, как и полагается столицам XXI века, был сосредоточением культурной жизни, а не деловой или административной средой. Обилие гостиниц вокруг позволит наполнять его гостями, в том числе зарубежными — ведь даже отреставрированный Большой театр не удовлетворит возросший спрос, — билеты на спектакли и раньше было не достать.

Успеть сделать это можно к 2015 году, юбилейному, XV Конкурсу Чайковского — разумеется, если начать немедленно и тратить деньги по назначению. Там и провести конкурс — все выступления в одном месте. Возможно, лишь за исключением фортепиано, по исторической традиции оставив его Большому залу Московской консерватории.

Предыдущие статьи:

Конкурс умер. Да здравствует Конкурс! Размышления после финала
«Звёзды Чайковского» — победители без проигравших

Читайте также на этом сайте / Высказывайте своё мнение в комментариях ниже.

В США в результате боя подушками пострадали тридцать кадетов военной академии

В США в результате боя подушками пострадали тридцать кадетов военной академии

Не менее 30 кадетов, проходящих обучение в Военной академии США в Вест-Пойнте, получили травмы в результате традиционного боя подушками, ежегодно устраиваемого в этом высшем учебном заведении Армии США. Кадеты-первокурсники традиционно организовывают «подушечные бои» в конце лета или начале осени с целью усиления командного духа и разрядки после…

Шон Коннери выразил уверенность в будущей независимости Шотландии

Шон Коннери выразил уверенность в будущей независимости Шотландии

Патриоты Шотландии высказались за независимость региона на прошлогоднем референдуме, и «ничто не помешает» им добиться большинства в будущем. Такое мнение в интервью агентству Пресс Ассошиэйшн высказал известный британский актер шотландского происхождения сэр Шон Коннери. В преддверии первой годовщины плебисцита 18 сентября Коннери однозначно дал понять, что считает…

Половина жителей Бразилии одобряет убийства подозреваемых на месте преступления

Половина жителей Бразилии одобряет убийства подозреваемых при задержании на месте преступления вместо их передачи в руки правосудия. Таковы данные опроса, обнародованные социологическим центром Datafolha (Датафолья). Участникам исследования задавали следующий вопрос: “Согласны ли вы с утверждением о том, что “хороший бандит – это мертвый бандит?”. Порядка 50% опрошенных ответили…

Лидер националистов Шотландии Стерджен призвала к объединению

Лидер националистов Шотландии призвала жителей региона объединиться, чтобы их «голос был услышан в парламенте» Великобритании. С таким заявлением обратилась сегодня к избирателям в преддверии парламентских выборов лидер Шотландской националистической партии (ШНП) Никола Стерджен перед посещением городов Восточный Лотиан, Данди и Файф. «Если опросы общественного мнения последних дней…

Голландский предприниматель по всему миру откроет школы Стива Джобса

Голландский предприниматель Морис де Хонд основал новую компанию sCoolSuite Concepts, основной задачей которой станет распространение концепции школы Стива Джобса по всему миру. В школах, названные в честь основателя Apple, в процессе обучения будут использоваться «Айпады». Новая форма образования, также предусматривающая разработку индивидуального плана для каждого учащегося, была…

Японские ученые на пороге открытия гормона ревности

Японские ихтиологи, специализирующиеся на рыбах семейства икромечущие карпозубые (киллифиш), смогли распознать гормон, который подстегивает этих обитателей рек Южной и Северной Америки на вступление в схватку с соперниками в борьбе за расположение возлюбленной. И это открытие может стать огромным шагом в нейробиологии, который прольет свет на химические реакции…

Мэрия Сан-Паулу открыла сайт с вакансиями для бразильцев африканского происхождения

Мэрия бразильского Сан-Паулу открыла сайт, на котором размещены предложения по трудоустройству, адресованные гражданам страны африканского происхождения. Задача этого ресурса – способствовать расовому равноправию при поиске работы. Претендовать на вакансии, размещенные на портале saopaulodiverso.org.br, смогут соискатели со всей страны, но компании, которые предлагают варианты трудоустройства на этом сайте,…

Франко-российское авеню приведет к Храму

Новым символом не прекращающегося диалога Парижа и Москвы стала закладка первого камня в основание будущего Российского духовно-культурного центра. Он поднимется в самом сердце французской столицы, неподалеку от Эйфелевой башни. Официальная церемония начала строительства состоялась сегодня в Париже. Идея строительства родилась еще в середине 2000-х годов. Уже тогда…

Телеканал CTC International награжден премией «Большая цифра»

Международная версия телеканала СТС International отмечена российской премией в области медиа «Большая цифра». О награждении стало известно 29 января по итогам прошедшей накануне Шестой торжественной церемонии вручения наград в области многоканального цифрового телевидения, сообщает Press Award. Телеканал стал победителем в номинации «Лучший развлекательный телеканал» по результатам зрительского голосования, набрав 48,4% голосов от всех проголосовавших…